Семлер, человек, который верит в менеджмент без менеджеров, также верит и в школу без учителей. В 2003 году он основал Lumiar School, демократичную школу, где дети в возрасте 2-10 лет изучают только то, что их интересует. Главная идея заключается в том, что дети на самом деле хотят учиться, но традиционное образование в большинстве случаев отбивает у них это желание.
В Lumiar School вместо учителей работают «наставники» и «мастера» - архитекторы, астрономы, художники, музыканты. Это эксперты, которых выбрали сами школьники. Обучающиеся сами устанавливают правила. Одно из наиболее важных – не драться. Так что школа, которая управляется детьми, не такое уж безумное место, каким может показаться на первый взгляд. Дети отлично понимают, где проходят границы разумного.
Как родилась идея создания школы? По словам Семлера, он столкнулся с тем, что в компанию приходят люди «подогнанные под стандарты», которые за годы обучения из-за существующей системы утратили гибкость ума. Они приходят, готовые следовать приказам, тогда как от них ждут, что они будут мыслить самостоятельно. И единственный способ изменить существующее положение вещей – это начать работу на этапе, когда система еще не успела нанести вред.
Является менеджмент наукой или искусством? Семлер считает, что это в большей степени искусство. Научные и технические аспекты вторичны. По его мнению, выпускники бизнес-школ нередко испытывают трудности именно потому, что полагают, будто это в большей степени наука.
Является ли его подход к управлению альтруистическим или социалистическим? «Я так не думаю, - отвечает Семлер, - потому что у нас присутствуют основные положения свободного рынка – скажите, сколько времени вы хотите работать, что вам нужно, чтобы сделать работу, что вы хотите взамен - это далеко от политических или идеологических положений». По его словам, это свободный рынок в чистом виде: люди приносят свои таланты, а менеджеры полагаются на их личную заинтересованность в том, чтобы использовать компанию для саморазвития. Все, что от них требуется, это самодисциплина, чтобы хорошо выполнять свою работу.
Практика показывает, что внедрить систему аналогичную той, что существует в Semco, в виде отдельных элементов не представляется возможным. Элементы работают только в комплексе. Ни одна из компаний, пытавшихся внедрить отдельные части практики Semco, увы, не преуспела и не получила столь блестящих результатов.
В Lumiar School вместо учителей работают «наставники» и «мастера» - архитекторы, астрономы, художники, музыканты. Это эксперты, которых выбрали сами школьники. Обучающиеся сами устанавливают правила. Одно из наиболее важных – не драться. Так что школа, которая управляется детьми, не такое уж безумное место, каким может показаться на первый взгляд. Дети отлично понимают, где проходят границы разумного.
Как родилась идея создания школы? По словам Семлера, он столкнулся с тем, что в компанию приходят люди «подогнанные под стандарты», которые за годы обучения из-за существующей системы утратили гибкость ума. Они приходят, готовые следовать приказам, тогда как от них ждут, что они будут мыслить самостоятельно. И единственный способ изменить существующее положение вещей – это начать работу на этапе, когда система еще не успела нанести вред.
Является менеджмент наукой или искусством? Семлер считает, что это в большей степени искусство. Научные и технические аспекты вторичны. По его мнению, выпускники бизнес-школ нередко испытывают трудности именно потому, что полагают, будто это в большей степени наука.
Является ли его подход к управлению альтруистическим или социалистическим? «Я так не думаю, - отвечает Семлер, - потому что у нас присутствуют основные положения свободного рынка – скажите, сколько времени вы хотите работать, что вам нужно, чтобы сделать работу, что вы хотите взамен - это далеко от политических или идеологических положений». По его словам, это свободный рынок в чистом виде: люди приносят свои таланты, а менеджеры полагаются на их личную заинтересованность в том, чтобы использовать компанию для саморазвития. Все, что от них требуется, это самодисциплина, чтобы хорошо выполнять свою работу.
Практика показывает, что внедрить систему аналогичную той, что существует в Semco, в виде отдельных элементов не представляется возможным. Элементы работают только в комплексе. Ни одна из компаний, пытавшихся внедрить отдельные части практики Semco, увы, не преуспела и не получила столь блестящих результатов.
Комментарии